Художественные приемы







Художественные приемы
1. Правило "золотого сечения" — правило третей
Следуя этому несложному правилу, можно без труда получить эффектное фото.
Необходимо мысленно поделить фотографию на сетку из 9 одинаковых прямоугольников, получая 4 точки пересечения в центре.
Прежде чем сделать фото, необходимо определить два момента:
• какой объект играет главную роль в кадре;
• как его разместить — на пересечении линий или вдоль них.
Лайфхак: на многих телефонах предусмотрена функция деления кадра на сетку. Это значительно облегчает процесс!
• Для включения функции на ios зайди в Настройки — Камера — Сетка — Вкл.
• Для android — Меню камеры — Настройки — Сетка.
Просто помести объект своей фотографии вокруг этих точек (слева или справа) или вдоль линий, и ты получишь более органичный, естественный кадр.
Если ты фотографируешь пейзаж, то сетка не даст тебе "завалить горизонт" — помещай стык моря, гор, земли и неба на одну из горизонтальных линий.
Используй вертикальные линии для того, чтобы органично поместить людей, здания, деревья, водопады и другие ключевые объекты фотографии.
Для того, чтобы сделать эффектный портрет, используй те же 4 точки пересечения и старайся запечатлеть глаза на горизонтальной линии сетки.
Для хорошего группового фото поймай такой кадр, в котором головы фотографируемых находятся на одной из горизонтальных линий.
При съемке раскладок также используй правило третей и располагай главные объекты на линиях.
Ты можешь начать отрабатывать правило третей на старых фото уже сейчас.
Открой изображение, подели его на сетку и с помощью обрезки подведи его под соответствие правилу.
Это поможет тебе наглядно убедиться в том, что правило действительно работает.
2. Правило формата.
Фотографии бывают горизонтального или вертикального формата. Формат кадра определяет его объект.
Расположи камеру вертикально для того, чтобы сфотографировать вертикальные объекты, вытянутые вверх, например, человека в полный рост, дерево, небоскреб.
Поверни камеру горизонтально, если хочешь сфотографировать пейзаж или людей в движении.
Кстати, считается, что горизонтальные кадры кажутся более естественными для нашего взгляда, потому что человек привык видеть именно в таком формате, но, как кажется нам, сейчас все смотрят на мир через вертикальный экран телефона, поэтому горизонтальные кадры отошли на второй план.
Лайфхак: для того, чтобы передать динамику движения, оставь свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.
Так как мы привыкли читать слева направо, наш взгляд двигается так же в фотографии. Располагай идущих, бегущих или едущих моделей в левой стороне кадра.
3. Правило симметрии
Симметричные кадры смотрятся эффектно. Такое фото сделать намного легче, чем кажется на первый взгляд.
Симметричные объекты окружают нас повсюду: тело, лицо человека, дорога, дере- вья, здания и тд. Если ты сложишь фотографию пополам, то получишь два одинаковых снимка — в этом и заключается правило симметрии.
Разберем основные виды симметрии:
Вертикальная симметрия
Девушка, деревья, идущая вдаль дорога — всё, что делит фотографию на две одинаковые половинки по вертикали, образует вертикальную симметрию.
Это как раз тот случай, когда нужно нарушить правило третей и расположить главный объект по центру кадра, чтобы получить эффектную фотографию.
Горизонтальная симметрия
Любой объект, который делит кадр по горизонтали на две одинаковые части, образует горизонтальную симметрию. Легко сделать фотографию с горизонтальной симметрией, запечатлев отражение в воде.
Ты можешь объединить в одном фото правило горизонтальной симметрии и правило третей.
Просто положи линию стыка с водой на одну из горизонтальных линий сетки, как показано на примерах.
Искусственно создать симметрию можно с помощью зеркала. Обязательно попробуй, получается очень эффектно.
Радиальная симметрия
Это вид симметрии, при котором изображение совпадает друг с другом и по вертикали и по горизонтали.
Разрезанный грейпфрут — пример радиальной симметрии, как и велосипедное колесо, и ромашка.
В портретах радиальная симметрия не применима, а вот в раскладках такой прием выглядит интересно.
Симметрия не обязательно должна быть абсолютно идеальной. Небольшие отступления от правила дарят фотографии "изюминку".
Посмотри на фото ниже. Здесь ноги девушки стоят не симметрично — это называется отклонением от абсолютной симметрии.
4. Правило равновесия
Мы уже разобрали примеры симметричных снимков, а теперь поговорим о более сложных асимметричных композициях.
Такие фотографии могут быть уравновешенными и неуравновешенными по трем параметрам: массе, тону и цвету.
Равновесие по массе
Мысленно ставь объекты на весы. Если с одной стороны перевешивает — добавь немного "веса" в противоположный угол.
Девушка уравновешена скульптурой
Девушка уравновешена пешеходным переходом
Шляпа уравновешена книгой
Растение уравновешено тенью
Равновесие светлого и темного
Человеческий взгляд воспринимает темные цвета тяжелыми, а светлые — легкими. Именно поэтому композиция должна быть уравновешена и по светотени.
В фотографии должна присутствовать глубина (темный цвет), а светлые оттенки должны его уравновешивать. Посмотри на примеры использования светлых и темных цветов.
Фотографы используют диагонали или сходящиеся линии для того, чтобы увести взгляд зрителя вглубь изображения.
Если линия ведет взгляд смотрящего к главному объекту фотографии, то эта линия является ведущей. Посмотри на фотографию.
5. Правило ведущих линий
Главный объект этого фото — триумфальная арка.
Фотограф мог бы запечатлеть только ее. Но на снимке есть дороги — это и есть ведущие линии, главная цель которых подвести наш взгляд к арке.

Рассмотрим несколько примеров использования ведущих линий на фото.
Ведущие линии — стены
Главный объект — девушка
Ведущие линии — стык песка и моря, тени
Главный объект — девушка с ребенком
Ведущие линии — линии крыши
Главный объект — девушка
Ведущие линии — скала
Главный объект — девушка
Ведущие линии — ступеньки и стена
Главный объект — девушка
Ведущие линии — шторы
Главный объект — девушка
6. Правило линий
Ты уже знаешь о том, что не все линии являются ведущими.
Если они не подводят взгляд зрителя к основному объекту фото, то это просто линии. Но все эти "просто линии" играют большую роль для каждого снимка.

Горизонтальные линии
Конечно, самая распространенная из них — это линия горизонта.
Обрати внимание на то, что горизонтальные линии придают снимку ощущение покоя, стабильности, постоянства.
Вертикальные линии

Они придают фотографии ощущение силы, роста, движения вверх. Вертикальные линии выигрышно подчеркивают длинные, вытянутые вверх предметы.
Диагональные линии

Такие линии придают снимку ощущение движения.
Диагональные линии как бы заставляют зрителя пробежаться по всему снимку, ведут взглядом по диагонали. Гармоничнее смотрятся кадры, на которых диагональ идет из нижнего левого угла в верхний правый, как показано на примере.

Не обязательно вести линию диагонали четко из угла, можно начать в центре одной стороны кадра и закончить в углу противоположной.
Большое количество диагональных линий, идущих в разных направлениях и пересекающихся друг с другом, делают снимок более динамичным.
Изогнутые линии

Линии на фото могут быть не только прямыми, но еще и изогнутыми.
Фотографы часто используют мягкие s-образные линии. Они ассоциируются с плавными очертаниями тела человека. Их даже называют линиями красоты.

Наличие таких линий делает снимок более естественным, спокойным. Сильно изогнутые, рваные линии, наоборот, делают снимок более агрессивным и броским.
Сходящиеся линии

Ведущие линии, о которых ты уже знаешь — это один из примеров сходящихся линий.
Сходящиеся линии выходят из разных точек, но сходятся в одной. Если линии ведут к главному объекту фото (первый пример), то они являются ведущими, если нет, то только сходящимися (второй пример).
В любом случае, такие линии придают кадру глубину.
Фрейминг — это "обрамление" фотографии с помощью рамки из других объектов фото.
Посмотри на пример. Главный объект — девушка, помещен в раму колеса.
Суть приема состоит в том, чтобы обрамить основной объект фото, выделить его, обратить на него внимание.
А еще, с помощью фрейминга, можно добавить кадру объём, глубину, сделать фотографию более интересной для зрителя.
7. Фрейминг
Окна, арки, дверные проемы, деревья, растения — самые простые варианты фрейминга.
Если вокруг ты не находишь объектов, которые можно использовать для создания фото с приемом фрейминга, обратись к подручным сред- ствам — линза очков, кольцо, лист.

Все, на что способна твоя фантазия.
Просто помести свою "рамку" перед объективом на небольшом расстоянии.
А еще можно сделать интересные кадры с помощью зеркала.
Сфотографируй объект в отражении зеркала. Его рама станет обрамлением твоего кадра.
Или помести фотографируемого в настоящую раму: для фото или вырезанную из бумаги.
Контраст — это различие между определенными участками фотографии по всевозможным характеристикам: тону, фактуре, смыслу.

Такие снимки привлекают внимание зрителя. Разберем несколько типов контраста и расскажем, как эффективно его использовать.

Тональный контраст.
8. Правило контраста

Силуэт человека на переднем плане максимально затемнен, а фон — высветлен.

Намеренное затемнение одного плана и высвечивание другого — это и есть тональный контраст. Используя это правило, можно эффектно сфотографировать силуэт или тень человека. К снимкам с тональным контрастом относятся и черно-белые фотографии.

На таких снимках используется белый цвет, а также все оттенки черного: от светло-серого до угольного. Максимального контраста достигают те участки кадра, на которых есть места пересечения черного и белого цвета. Сочетание этих двух цветов — классика фотографии.
В любом редакторе ты сможешь превратить цветную фотографию в черно-белую. Используй фильтры и настройки насыщенности. Для того, чтобы быстро научиться работать с правилом контраста, начни именно с ч/б фотографий. На них легче увидеть светлые и темные участки и отточить правило тонального контраста в действии.
Контраст фактуры

Объекты отличаются не только по цвету, но и по фактуре. Они могут быть глянцевыми, матовыми, зеркальными, шершавыми, гладкими и тд.
Правило контраста фактуры позволяет нам делать такие фото, на которых цвет фона и объекта совпадают, но фактуры отличаются. Например, глянцевая розовая обувь на фоне матовой розовой стены.

Также правило контраста фактуры можно использовать для того, чтобы обратить внимание на смысловую нагрузку фото. Например, сделав снимок из двух портретов — лица бабушки с морщинками и нежного, гладкого личика внучки.
Контраст статики и динамики

Это сочетание на одном снимке статических объектов с движущимися.
Например, целующаяся пара и проезжающий поезд.
Поезд — объект в движении. Пара — статична.
Одна из самых знаменитых фотографий, основанных
на контрасте статики и динамики — снимок Мэрилин Монро.
9. Крупность планов
Крупность планов — совсем не сложное понятие.

Крупность плана — это расстояние от точки съемки до объекта фотографии.

Точка съемки — это то место, где ты находишься, когда делаешь снимок.

Объект фото — то, что ты фотографируешь.
В зависимости от плана меняется наполнение фото (площадь изображения, которую очертил объектив), его смысловая нагрузка.
Планы фотографий делятся на несколько видов.

Дальний план

Объект съемки находится на фоне большого количества окружающих предметов на значительных пространствах.
На таких фотографиях фигура человека среди них кажется ничтожно малой.
Дальний план близок к общему плану, но его главная задача — показать окружающую среду, в которой находится главный объект съемки.
Общий план

На фотографиях с общим планом фигура человека размещена в кадре почти на всей площади изображения с небольшим пространством над головой и под ногами.

На общем плане основной объект занимает значительную часть снимка, но еще остается часть пространства для того, чтобы показать зрителю фон и некоторые второстепенные объекты кадра (диван, картины, стеллаж).
Средний план

Характеризуется двумя вариантами изображения человека: его фигурой по колено или по пояс.
Если перед тобой стоит цель показать на снимке конкретного человека и еще детали, например, захватить локацию съемки, — используй средний план.
Крупный план

Снимки крупного плана передают часть объекта. Например, портретная съемка.
Если ты хочешь передать особенности лица человека, обратить внимание зрителя на его индивидуальность, используй крупный план.

На таких снимках заднего фона практически нет, что дает возможность смотрящему сконцентрироваться только на главном объекте снимка.
На фотографиях крупного плана пространство ограничено, его не хватает для того, чтобы показать зрителю движение главного объекта.
Но это не значит, что такие снимки теряют динамичность. Например, динамика портрета
— это чувства, взгляд, состояние человека, которые фотограф хочет донести до зрителя.
Сверхкрупный план

Посмотри на фото в примере. Если бы на снимке было изображено целое лицо, то это был бы крупный план.
А так как здесь изображен лишь его элемент, глаз, то это — сверхкрупный план. Такой формат часто используется для макросъемки.
Очень советуем тебе использовать такой план в инстаграмных фотографиях, это очень актуально сейчас.
Ритм — это использование повторов одних и тех же объектов, цветов, форм на одном фото.

Посмотри на фото в примере. На снимке наблюдается повтор одного и того же кактуса — это и есть ритм.
Правило ритма — это правило, которое можно и нужно нарушать! Добавляй объекты, сбивающие ритм, так фотографии станут интереснее.
10. Ритм
Ритм не всегда задаётся ярко выраженными фигурами.
Ритмичность придает снимку ощущение движения. Это связано с тем, что взгляд, бегая от одного объекта к другому, создает в сознании иллюзию движения.
11. Ракурс

Поисковик выдает на это непонятный набор слов, а мы объясним сейчас на пальцах. Если присесть на корточки, то рядом стоящий человек будет казаться чрезмерно большим и внушительным. Если подняться по стремянке, тот же самый человек станет крохотным, может, даже смешным. Если встать на ноги, то все возвращается на свои места. То, как ты видишь мир на разной высоте, и называется ракурсом.

Как ты заметил, разные ракурсы дают разный эффект (делают объект большим или маленьким, внушительным или незначительным). Эти приёмы используют в фотографии, чтобы донести мысль через снимок. То есть, для нас ракурс - инструмент для творчества. Будем учиться с ним работать.

Посмотрим, какие есть основные ракурсы:

Съемка на уровне глаз
Нейтральный и естественный ракурс.
Нижний ракурс
Камера располагается ниже объекта.

Примечание: будь аккуратней при съемке портрета, может предательски вылезти второй подбородок и щечки.
Чтобы этого избежать, посмотри фотографии на месте и в случае чего — пересними кадр.
Верхний ракурс
Камера находится выше объекта, делая его маленьким и расставляя акценты.
Съемка на уровне земли
Человеку такой ракурс непривычен, поэтому фотографии часто оказывают впечатление на зрителя, перенося его в другую реальность.
Съемка сверху
Такие фотографии сложные в исполнении, но очень эффектные.

Чтобы сделать кадр с такого ракурса, можно залезть на стремянку, стол или стул. В отличие от верхнего ракурса, здесь предполагается съемка под прямым углом.
12. Акцентирование внимания на главном объекте

Случается, зрители не могут сразу определить идею фотографии, не распознают то важное, что хотел показать им фотограф.

Главная задача композиции — совпадение смысла снимка для фотографа и зрителя. То есть, зритель должен направлять свой взгляд в первую очередь на то, что мы хотим ему показать.

Вот некоторые приемы:

Глубина резкости
Выделить главный объект в кадре можно с помощью наводки резкости на него и потери резкости на фоне и второстепенных объектах.
Благодаря этой технике и фон приятно размывается и наш взгляд направляется на центр сюжета.
Этот прием называется «глубина резко изображаемого пространства», или просто ГРИП.
В фотографии зона резкости находится как перед расположенным «в фокусе» объектом съемки, так и за ним.
Эта протяженная область высокой четкости и есть ГРИП.
Центр кадра
Самый классический способ — это расположить своего главного героя в центре кадра, чтобы он занимал большую часть снимка.

Взгляд зрителя, если рядом нет отвлекающих деталей, невольно зацепится за объект съемки.
Разномасштабность
Еще один способ акцентировать внимание зрителя на смысловой центр — это разномасштабность основных и второстепенных объектов на фотографии.

Важно учитывать расположение объектов —
главные и второстепенные должны находиться на разных плоскостях.

Основные впереди, а второстепенные — вдалеке.
Контрастные цвета
Тут пригодится базовое понимание теории цвета, а именно, — контрастных сочетаний. О них мы расскажем в следующем правиле.
А пока рассмотрите примеры:
Тональное различие — изображение светлых объектов на темном фоне или темных объектов на светлом фоне так же помогает выделить главный объект изображения.
Правильное сочетание цветов — одна из ключевых составляющих композиции.
Мы специально заостряем внимание на данном пункте, так как от того, какие цвета используются для фотографии, зависит все восприятие изображения.

В любом визуальном искусстве, в качестве основного инструмента для создания сочетаний цветов, используется цветовой круг.

На его основе мы рассмотрим схемы гармоничного сочетания цветов.
13. Правило сочетания цветов
Одноцветное сочетание

Это сочетание тонов и оттенков одного цвета в пределах одного сектора на цветовом круге. То есть один цвет различается только яркостью и насыщенностью. Фотографии получаются очень спокойными и не контрастными.
Комплементарное сочетание

Комплементарными цветами называют любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый и тд.

Эта схема является наиболее контрастной, фотографии с такими цветами, сразу привлекают внимание. Возьмите на вооружение, если нужно особенно привлечь внимание к фотографии в ленте.

На фотографиях лучше использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента.
Триада

Триада — это сочетание трех цветов, которые находятся на равном расстоянии друг от друга на цветовом круге.
Например, красный, желтый и синий, зелёный-оранжевый-фиолетовый.

Фотографии с такими цветовыми сочетаниями получаются контрастными, но при этом сохраняется гармонии.

Такие фотографии выглядят живыми даже при использовании ненасыщенных цветов. Идеально, когда один цвет выступает основным в фотографии и задаёт настроение, второй поддерживает первый цвет, а третий — расставляет акценты.
Аналоговое сочетание

Аналоговым называют сочетание от 2 до 5 цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге.

Фотографии в таких цветах делать легко, так как аналоговая триада часто встречается в природе. Фотографии получаются мягкими и спокойными.
Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются два соседних. Получается довольно контрастная схема с большим количеством цветов.
Есть и другие сочетания, включающие четыре и более цветов. Но мы не советуем использовать такое цветовое многообразие в фотографиях на первых порах из-за большого количества оттенков. Сочетать такие цвета труднее.
Made on
Tilda